Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Радужный
  • ОРКСЭ/ОДНКНР

    Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

    Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.(Пр-2009ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

    Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 

    1. Основы православной культуры;
    2. Основы исламской культуры;
    3. Основы буддийской культуры;
    4. Основы иудейской культуры;
    5. Основы мировых религиозных культур;
    6. Основы светской этики.

    Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

    Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

    Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

    Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Основные особенности: 

    • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
    • курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
    • содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели –воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственными мировоззренческим ценностям;
    • содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3)культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
    • новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
    • предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
    • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником.

    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

    Цель учебного курса ОРКСЭ –формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:

    1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Информационно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации по введению учебного курса Основы религиозных культур, светской этики (ОРКСЭ) осуществляется через федеральный портал www.orkce.org

    Регламент процедуры выбора модулей ОРКСЭ

    Об утверждении Регламента процедуры выбора родителями обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №3 модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Приложение к приказу МБОУ СОШ № 3
    от «19» января 2015 г. №12

      

    РЕГЛАМЕНТ
    процедуры выбора родителями обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №3
    модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур
    и светской этики» 

    1.Введение

    Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных организациях Российской Федерации с 2012 г. введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — курс ОРКСЭ), состоящего из шести учебных модулей (далее —модули):

    «Основы православной культуры»,

    «Основы исламской культуры»,

    «Основы буддийской культуры»,

    «Основы иудейской культуры»,

    «Основы мировых религиозных культур»,

    «Основы светской этики».

    Важнейшей целью реализации предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является удовлетворение образовательных и воспитательных потребностей различных социокультурных групп российского общества. В связи с этим чрезвычайную актуальность имеет необходимость обеспечения в образовательной организации свободного, добровольного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

    С целью недопущения нарушений прав родителей со стороны работников органов управления образованием, образовательных учреждений решениями федерального Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах курса ОРКСЭ, Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России подготовлены методические материалы, включающие следующие указания: «Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие органа самоуправления образовательного учреждения.

    Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка». (Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах РФ / Письмо «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования от 30.04.2010 г. №03-831).

    С 2012 г. исключительное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на выбор модуля закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступил в силу с 1 сентября2013г.):

    «1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

    2.  Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» (ст. 87, ч. 1 -2).

    Наряду с организацией в школе коллективного ознакомления родителей с образовательной программой, проведением специальных родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ может потребоваться индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён органом самоуправления в школе с участием представителей родительского сообщества.

    На основании вышеизложенного предлагается следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного выбора модуля курса ОРКСЭ для изучения их ребёнком.

    2. Процедура выбора.

    Работа по выбору модуля родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в три этапа: предварительный(информационный), основной, заключительный.

    2.1. Предварительный (информационный) этап.

    Работа по выбору родителями (законными представителями) модуля начинается с доведения до них информации о содержании курса ОРКСЭ и о их праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

    Процедура выбора модуля в образовательной организации рассматривается на заседании органа самоуправления образовательной организации (школьного совета и др.) с участием руководителя.

    Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении назначается представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора.

    Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания родители учащихся должны быть ознакомлены с краткой информацией об особенностях реализации предмета ОРКСЭ, а также со своими правами и обязанностями при выборе модуля. Эта информация представляется в форме листовки «Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Приложение 1) .

    Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

    Классные руководители проверяют доведение информации до всех родителей (законных представителей) обучающихся в своём классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

    Следует особо указать, что недопустимо, оказывать на родителей давление, склонять их к выбору какого-либо конкретного модуля, даже под уважительными предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования и молодежной политики, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей помочь с выбором, посоветовать и т. п., такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие исключительную ответственность родителей за выбор (см. выше). Родителям может быть дана рекомендация при выборе модуля ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также личные предпочтения обучающегося.

    Следует разъяснять, что решение о преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики» вызвано насущной потребностью общества и принято органами государственной власти. Наличие шести модулей с различным содержанием удовлетворяют основным запросам граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами. Отказ от изучения курса не допускается.

    2.2. Основной этап

    Главным мероприятием при выборе модулей курса является проведение родительского собрания, на котором родители письменно фиксируют свой выбор.

    Время и место проведения родительского собрания в классах, в которых запланировано преподавание, определяются заблаговременно и доводятся до родителей в письменном виде, например, вносятся в текст информационной листовки для родителей (Приложение 1).

    На родительском собрании должны присутствовать родители всех обучающихся, представитель администрации образовательной организации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др. На родительском собрании могут присутствовать официальные представители централизованных религиозных организаций (православных, исламских, буддийских, иудейских), выразившие желание участвовать в собрании, известные и уважаемые люди: ученые, деятели культуры и искусства, герои и ветераны войн, ветераны труда.

    Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы всё равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

    Вести собрание должен представитель администрации (директор, заместитель директора).

    Регламент родительского собрания строится по следующему плану:

    1) вводное выступление представителя администрации о целях и задачах курсах, его важности в ряду других дисциплин;

    2) представление родителям содержания предмета. Представляются в равной мере все без исключения модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных конфессий.

    Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса. Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе.

    В представлении модулей могут использоваться только учебники по модулям ОРКСЭ, включенные в Федеральный перечень учебников.

    3) представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей;

    4) ответы на вопросы родителей, уточнения;

    5) выступления гостей, приглашенных на родительское собрание (факультативно): ученых, деятелей культуры и искусства, героев и ветеранов войн, ветеранов труда, представителей централизованных религиозных организаций (православных, исламских, буддийских, иудейских).

    6) заполнение родителями личных заявлений (Приложение 2) . Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращённое название общеобразовательного учреждения, например, МБОУ СОШ № 3 г. Радужного; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.

    Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель получает бланки заявлений от ответственного за выбор в учреждении и передает их родителям заранее лично или через ребёнка. Пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по процедуре выбора, содержанию предмета и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости оказывает помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;

    7) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

    В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.

    2.3. Заключительный этап.

    Процедура выбора модулей ОРКСЭ завершается подведением итогов, направлением информации в органы управления образования.

    По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса (Приложение 3) .

    Данные по выбору в правом столбце представляются в числовой форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12(двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п.

    При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль).

    Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

    В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования и молодежной политики.

    Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

    После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется Лист сводной информации образовательной организации (Приложение 4) .

    Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) образовательной организации и председателем родительского комитета образовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.

    В установленные сроки в управление образования и молодежной политики передаются:

    - лист сводной информации по образовательному учреждению (оригинал);

    - копии протоколов родительских собраний по каждому классу.

    В администрации образовательной организации по итогам каждого выбора сохраняются:

    - заявления родителей с протоколами родительских собраний (оригиналы) по каждому классу;

    - копия листа сводной информации.

    Приложение 1

    Информация
    о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций
    комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 

    Уважаемые родители!

    Решением органов государственной власти с учетом образовательного запроса граждан России в 4-х классах общеобразовательных организаций Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи школьника: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,«Основы светской этики».

    Преподавание предмета направлено на воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры. Выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры, мировых религиозных культур или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации является прерогативой родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, несущих ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

    Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, имеющие соответствующую подготовку.

    Для осуществления выбора необходимо личное присутствие хотя бы одного из родителей на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

    На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

    Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления обязательно.

    Отказ от выбора модуля и изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Дата, время, место родительского собрания:______________________________________________________________________________________________

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie