Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…
А.С.Макаренко
В настоящее время в нашем ОО существует дефицит педагогических кадров, в школе педагогический состав в зависимости от возраста делится на 2 группы: опытные от 50 лет и молодые педагоги. Наша задача создать условия для профессионального развития молодых педагогов, создать максимальные условия для их закрепления в коллективе, привлечь в свое образовательное учреждение новых специалистов и при помощи программы наставничества. Систематическое транслирование опыта работы с молодыми специалистами, презентация их успехов благодаря программе наставничества, надеемся, сделает наше образовательное учреждение центром для притяжения молодых специалистов. Именно поэтому преимущественной формой работы служит «групповое наставничество», работая в команде, начинающие педагоги чувствуют себя комфортнее и увереннее, совместные дела объединяют их, а школа в итоге получает сообщество инициативных, профессиональных, увлеченных общими идеями, работающих на развитие школы людей.
Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России действуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты. В связи с большой эмоциональной нагрузкой педагогов, по причине удаленности от окружного центра, а также формы дистанционных курсов, которые часто не оправдывают наших ожиданий, немаловажным фактором является повышение профессионального уровня начинающих педагогов школы и расширение кругозора через систему грамотно выстроенного их сопровождения с учетом методической темы и задач работы школы.
При реализации проектов в сфере развития профессионализма педагогических кадров необходимо использовать «живой подход»: обсуждать проблемы, которые беспокоят каждого молодого учителя, выявлять профессиональные затруднения и помогать в их разрешении. Такое «обучение действием» должно стать традицией при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей. Система наставничества в коллективе должна ориентироваться на опыт, которым более профессиональный коллега готов поделиться, а не на стаж педагогической работы. Различные формы и подходы делают программу интересной, а не только полезной.
Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. Для проектирования Программы использован подход обратного педагогического дизайна (модель ADDIE), часто используемый в современном обучении взрослых.
Описание программы
Цель: Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи:
- Обеспечить успешное закрепление в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых);
- помочь наставляемым в адаптации: усвоении лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, культуре поведения с обучающимися и коллегами;
- формировать сознательное и творческое отношение к профессиональным обязанностям;
- мобилизовать внутренние ресурсы образовательной организации для передачи методического опыта молодым специалистам (от педагога к педагогу);
- создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.
Реализуемые формы наставничества: Групповая - наставничество в группе, индивидуальная - традиционная форма («один на один»).
Ожидаемые результаты:
- Успешное закрепление молодых педагогов в образовательной организации;
- создание условий социально-психологического комфорта в образовательной организации для новых членов коллектива;
- формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющего когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами;
- организация передачи методического опыта от наставника к наставляемому;
- создание условий для позитивных изменений профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемых педагогов;
- рост рейтинга молодых учителей среди участников образовательных отношений.
Мотивационная стратегия: Модель педагогического дизайна ADDIE.Выбор модели обусловлен ориентацией на конечный результат – формирование профессиональных компетенций.
Ведущий метод обучения: Активное обучение.
Обучающие технологии: Проблемные лекции, мозговой штурм, мастер-классы, самооценивание/анализ, парная и групповая работа, чек-листы и т.п.
Формы организации деятельности: Корпоративная (семинары, педагогические советы), групповая (мероприятия для группы молодых педагогов), парная (педагог-педагог в системе для реализации предметных затруднений), индивидуальная (индивидуальные консультации по необходимости).