Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Радужный
  • Меры поддержки семей с детьми

    Автор: МБОУ СОШ №3
    Какие меры социальной поддержки предусмотрены для семей с детьми?
    Меры поддержки семей с детьми.

    Какие меры социальной поддержки предусмотрены для семей с детьми?

    В установленных случаях семьи с детьми имеют право, в частности, на следующие меры социальной поддержки (ст. ст. 13 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ; п. п. 12 ст. 2ст. ст. 3511.2 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ; ст. 1п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ; ч. 12 ст. 3 Закона от 05.12.2022 N 475-ФЗ; ст. 1 Закона от 03.07.2019 N 157-ФЗ):

    • государственные пособия и ежемесячные выплаты (например, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка);
    • материнский (семейный) капитал, который можно использовать в том числе на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет;
    • льготные условия получения ипотеки и помощь в погашении ипотечных жилищных кредитов (займов).

    Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. В г. Москве, например, установлена единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка (ст. ст. 217.3 Закона N 81-ФЗ; ч. 2 ст. 1 Закона N 256-ФЗ; ст. 3п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).

    Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных мер социальной поддержки.

    Государственные пособия и ежемесячные выплаты на детей

    К основным видам государственных пособий можно отнести, в частности, следующие (ч. 1 ст. 3 Закона N 81-ФЗ):

    • ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;
    • единовременное пособие при рождении ребенка;
    • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Например, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка может быть назначено нуждающимся в социальной поддержке беременной женщине или одному из родителей ребенка в возрасте до 17 лет, если, в частности, размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума на душу населения (ч. 13 ст. 9 Закона N 81-ФЗ).

    Кроме того, возможно назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста трех лет. Для ее получения, в частности, необходимо, чтобы ребенок родился в период с 01.01.2018 до 01.01.2023, размер среднедушевого дохода семьи не превышал двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения и не было назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (ч. 12 ст. 1п. п. 17 ч. 1 ст. 6 Закона N 418-ФЗ).

    Материнский (семейный) капитал

    Материнский (семейный) капитал предполагает выделение и использование бюджетных средств для государственной поддержки семей с ребенком (детьми) (п. 2 ст. 2ч. 1 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).

    Право на материнский капитал возникает, в частности, с даты рождения первого ребенка начиная с 01.01.2020, второго ребенка начиная с 01.01.2007, а также третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее это право не было использовано (ч. 17 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).

    Материнский капитал можно использовать в полном объеме или по частям исключительно на следующие цели (ч. 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ):

    • улучшение жилищных условий;
    • получение образования ребенком (детьми);
    • формирование накопительной пенсии матери или при определенных условиях отца (за исключением лиц, которые перевели средства пенсионных накоплений на формирование пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений);
    • приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
    • получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.

    Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством РФ. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала (ч. 2 ст. 6 Закона N 256-ФЗ).

    Справка. Размер материнского капитала

    С 01.02.2024 размер материнского капитала составляет (ч. 3 ст. 7 Закона от 21.12.2021 N 415-ФЗ; ч. 1 ст. 8 Закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ; ч. 2 ст. 6 Закона N 256-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2024 N 46):

    ·    630 380,78 руб. — если право на дополнительные меры господдержки возникло до 31.12.2019 включительно либо в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 01.01.2020. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 01.01.2020 при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 01.01.2020, размер материнского капитала увеличивается на 202 643,96 руб. и составляет в общей сумме 833 024,74 руб.;

    ·    833 024,74 руб. — в случае рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2020 при условии, что ранее право на дополнительные меры господдержки не возникло.

    Возможность получить материнский капитал ограничена по времени: ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на меры господдержки, должен быть рожден (усыновлен) не позднее 31.12.2026 (ч. 1 ст. 13 Закона N 256-ФЗ).

    Предоставление льготных условий и мер господдержки по ипотеке

    Граждане РФ, имеющие детей, вправе рассчитывать на получение ипотечного кредита по льготной ставке или на подписание дополнительного соглашения о рефинансировании действующих кредитных договоров по такой ставке. Такая возможность предоставляется (при соблюдении установленных требований) заемщикам, например, в следующих случаях (п. п. 159 Правил, утв. Решением Минфина России от 02.05.2024 N 24-67381-01460-Р):

    • при рождении у заемщика в период с 01.01.2018 по 31.12.2023 (включительно) первого ребенка и (или) последующих детей, которые являются гражданами РФ;
    • если заемщик имеет двух и более детей, не достигших возраста 18 лет на дату заключения кредитного договора;
    • если заемщик имеет ребенка-инвалида — гражданина РФ, рожденного не позднее 31.12.2023 (включительно).

    Также мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2023 родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками либо поручителями по ипотечному жилищному кредиту (займу), при определенных условиях могут получить господдержку в виде полного или частичного погашения за счет бюджетных средств обязательств заемщика (поручителя) по ипотечному жилищному кредиту (займу) в размере не более 450 000 руб. Такая поддержка предоставляется однократно — в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер господдержки.

    При этом кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 01.07.2024 с установленными категориями кредиторов (заимодавцев). Поручитель может претендовать на господдержку, если соблюдаются также условия, что договор поручительства был заключен до 30.04.2021 и такому гражданину принадлежит право собственности (доля в праве общей собственности) на недвижимость, которая является обеспечением по соответствующему ипотечному жилищному кредиту (займу) (ч. 245 — 5.28 ст. 1 Закона N 157-ФЗ; ч. 134 ст. 3 Закона от 30.04.2021 N 118-ФЗ).

    Увеличение у ипотечного заемщика количества иждивенцев (в связи с рождением детей) с одновременным снижением его среднемесячного дохода свидетельствует о трудной жизненной ситуации и является одним из условий приостановления исполнения заемщиком обязательств по кредиту либо уменьшения размера платежей на определенный срок (льготный период) в установленном порядке (п. 6 ч. 1 ст. 3п. 4 ч. 1п. 5 ч. 2 ст. 6.1-1 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ).

    Обратите внимание! Государственные пособия, доходы в связи с рождением ребенка, полученные в соответствии с федеральным и региональным законодательством, доходы в связи с оказанием господдержки по ипотеке, материальная выгода, полученная от экономии на процентах в течение льготного периода, не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 210пп. 1 п. 1 ст. 212п. п. 12.165.177 ст. 217 НК РФ).

    Какая неденежная помощь полагается семьям с детьми-инвалидами?

    Семьи с детьми-инвалидами при соблюдении определенных условий имеют право на дополнительную бесплатную медпомощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд и другие меры социальной поддержки.

    Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами — это система гарантированных государством экономических, правовых, социальных мер поддержки, которая обеспечивает семьям с детьми-инвалидами условия для нормального существования и преодоления естественных ограничений жизнедеятельности.

    Меры социальной поддержки семей с детьми-инвалидами предусматриваются на уровне как федерального, так и регионального законодательства.

    Меры социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами, предусмотренные федеральным законодательством

    На уровне федерального законодательства семьям с детьми-инвалидами предусмотрены, в частности, следующие меры социальной поддержки.

    1.1. Набор социальных услуг

    Детям-инвалидам предоставлено право выбрать деньги или набор социальных услуг, имеющий определенное стоимостное выражение (социальный пакет). Социальный пакет включает (п. 9 ст. 6.1ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 11.12.2023 N 3551-р):

    • обеспечение по рецептам необходимыми лекарственными средствами в объеме не менее, чем это предусмотрено законодательством, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
    • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (на 21 день) для профилактики основных заболеваний (при наличии медицинских показаний);
    • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Получение социальных услуг в виде указанного выше обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов может осуществляться по выбору гражданина с использованием электронного сертификата (ч. 6 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ; ч. 1п. 10 ч. 4п. 3 ч. 5ч. 6 ст. 3ч. 7 ст. 4 Закона от 30.12.2020 N 491-ФЗ).

    Справка. Электронный сертификат

    Электронный сертификат — запись в электронной форме, размещенная в специализированной Государственной информационной системе и содержащая сведения о праве гражданина РФ на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, используемая для подтверждения их оплаты в установленном объеме (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 491-ФЗ).

    Кроме того, если ребенку-инвалиду предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение, лицу, которое сопровождает ребенка, выдается вторая путевка и предоставляется право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном, междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ).

    В случае необеспечения в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что привело к необходимости оплаты стоимости такого проезда за счет собственных средств, потраченные средства могут быть возмещены за счет территориального органа СФР (п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ; п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).

    1.2. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

    На федеральном уровне установлено, что дети-инвалиды имеют право, в частности, на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации (далее — ТСР) согласно установленному перечню на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), разработанной бюро МСЭ, в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета (ст. 10ч. 3 ст. 11 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; Федеральный перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р; п. п. 12 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 26.06.2023 N 545н).

    Региональным законодательством могут быть установлены дополнительные гарантии для детей-инвалидов — жителей определенного региона в части предоставления им ТСР (п. 2 Порядка N 545н; п. п. 2.1.12.3 Постановления Правительства Москвы от 15.08.2016 N 503-ПП; Постановление Правительства Москвы от 26.12.2017 N 1088-ПП).

    Справка. Техническое средство реабилитации

    К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения и используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в частности протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия), кресла-коляски (инвалидные коляски), ортопедическая обувь и слуховые аппараты (ч. 1 ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ; п. п. 7917 Федерального перечня; п. 3.1.1 ГОСТ Р 58288-2018, утв. Приказом Росстандарта от 28.11.2018 N 1037-ст).

    Если ТСР, предусмотренное ИПРА, не может быть предоставлено ребенку-инвалиду либо если ТСР приобретено за собственный счет, например родителей такого ребенка, выплачивается компенсация (ч. 56 ст. 11 Закона N 181-ФЗ).

    В настоящее время предусмотрена также возможность приобретения (оплаты) ТСР (по установленному перечню) с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств. При этом, если стоимость ТСР превышает предельную стоимость (предельный размер оплаты), определенную в установленном порядке, разница в стоимости оплачивается за счет собственных средств без получения компенсации (ч. 15 ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ; ч. 1п. 10 ч. 4п. 1 ч. 5ч. 6 ст. 3ч. 7 ст. 4ч. 1 — 3.1 ст. 7 Закона N 491-ФЗ; п. 15(2) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240).

    1.3. Обеспечение семей, имеющих детей-инвалидов, жилой площадью

    Семьи с детьми-инвалидами, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством.

    Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 17 Закона N 181-ФЗ).

    Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется по их заявлению также компенсация установленных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%, а также компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более установленного размера. В субъектах РФ могут устанавливаться дополнительные меры поддержки (ч. 11.1 ст. 160 ЖК РФ; п. 6 ст. 5ч. 1314 ст. 17 Закона N 181-ФЗ; ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2022 N 614-ФЗ; абз. 22 ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1; п. п. 57 Единого стандарта, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.05.2023 N 835).

    Федеральными и региональными законами, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств непосредственно получателю соответствующей платы, например управляющей организации (ч. 4 ст. 155ч. 4 ст. 160 ЖК РФ).

    Обратите внимание! Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не предоставляются при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по их оплате, образовавшейся за период не более чем три последних года (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).

    1.4. Особый порядок подсчета страхового стажа для лица, которое ухаживает за ребенком-инвалидом

    Период ухода трудоспособного лица за ребенком-инвалидом засчитывается в страховой стаж для начисления страховой пенсии, если такому периоду предшествовали или за ними следовали периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж (п. 6 ч. 1ч. 2 ст. 12 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. «в» п. 2п. 34 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015).

    Каждый гражданин вправе получить бесплатную информацию о мерах социальной поддержки, о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания:

    1. На информационных ресурсах в сети интернет: http://www.depsr.admhmao.ru
    1. В Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, адрес: 628011, ул. Мира, 14 А, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область

    телефон/факс: (3467) 32-20-40, адрес электронной почты: Socprotect@admhmao.ru, адрес сайта: http://www.depsr.admhmao.ru

    1. В отделах социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат Агентства социального благополучия населения Югры по месту проживания.

    Контактная информация размещена на официальном сайте Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Агентство социального благополучия»: https://asbnhmao.ru/ , в городе Радужный — микрорайон 1, дом 9 А, тел. 8 (34668) 3-83-42

    1. В учреждениях социального обслуживания по месту проживания. Контактная информация размещена на странице Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: https://depsr.admhmao.ru/sotsialnoe-obsluzhivanie-naseleniya/
    1. В Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг по месту проживания. Контактная информация размещена на официальном сайте АУ «Многофункциональный центр Югры»: http://mfchmao.ru/ 

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4

    Приложение 5

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie