Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних, снижение количества конфликтов, через внедрение модели восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи:
- ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества»;
- передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям;
- насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
Школьная служба примирения «Фабрика дружбы» это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменений традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Принципы восстановительной медиации:
- Добровольность участия сторон.
- Информированность сторон.
- Нейтральность медиатора.
- Конфиденциальность процесса медиации.
С детскими и подростковыми конфликтами в школьной службе примирения, при поддержке руководителя, работают специально подготовленные школьники 7-11 классов. Это важно, поскольку:
- это дает возможность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, о которых взрослым неизвестно, куда им доступа нет;
- подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками: они говорят друг с другом «на одном языке» и расскажут то, что не доверят взрослому;
- работа в качестве медиатора службы примирения позволяет обрести серьезный опыт конструктивной коммуникации: поскольку нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться, который им пригодится в дальнейшей жизни;
- это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
С конфликтными ситуациями между родителями, педагогами в ШСП работают только взрослые медиаторы.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена школьной службой примирения:
- Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) или криминальной ситуации (кража, драка, порча имущества) и стремятся ее разрешить.
- Стороны психически здоровы (иначе, в противном случае, они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
- Информация о ситуации, на время рассмотрения службой, не будет передана в другие структуры (ПМПК, совет по профилактике, обсуждение на классном часу и т.п., КДН).
Чем служба примирения может помочь родителям?
- Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними.
- Родители могут обратиться в службу в случае неумении договориться с учителем.
- Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
Чем служба примирения может помочь педагогам?
- Появиться возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
- Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
- Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
- Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
- Укрепляется роль школьного самоуправления.
Возможности педагогов в развитии восстановительной культуры школы
- Передавать сложные конфликты в службу примирения.
- Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники. Особенно это важно для учителей начальных классов, где их авторитет высок и, скорее всего, сами учителя будут медиаторами в своих классах.
- Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.
Чем служба примирения может помочь школьникам?
- Научиться конструктивно, общаться со сверстниками и взрослыми.
- Научиться убеждать других словами, а не силой.
- Участвовать в интересной «взрослой» и общественной полезной (волонтёрской) деятельности.
- Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
- Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
У детей – обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние. Посильно возместить причинённый вред, принести извинения и услышать слова прощения. Осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
Состав школьной службы примирения в 2024-2025 учебном году
Куратор (медиатор) – Ульянова Наталья Викторовна, психолог. Сбор конфликтных ситуаций, взаимодействие с: администрацией школы, УОиМП, КДН и др.
Руководитель (медиатор) – Акперова Милана Заурбековна, педагог-психолог 1-5 классов. Сбор и разбор конфликтных ситуаций, организационные моменты работы службы, обучение волонтеров и медиаторов из детской аудитории, просветительская работа среди педагогов и обучающихся школы.
Волонтеры – медиаторы – специально подготовленные обучающиеся 7-11 классов. Просветительская и профилактическая работа среди обучающихся школы, разбор конфликтных ситуаций.